Возросшая вдвое в сентябре популярность оплаты товаров и услуг с помощью QR-кодов или платёжных ссылок через СБП, в октябре заметно снизилась.
По данным Банка России, в октябре клиенты и покупатели оплатили по СБП на сумму более, чем 10 млрд. рублей. Это рекорд за всё время существования Системы быстрых платежей, т.е. с 2019 года. В сентябре сумма составляла около 7 млрд. рублей.
При этом, в октябре рост оплаты с помощью QR-кодов составил всего 49% против 107% в сентябре. Росту популярности не помогают никакие меры, предпринимаемые властями.
Центробанк не устаёт напоминать, что бизнесу выгоднее принимать оплату по безналу через СБП, чем через традиционный эквайринг, — в первом случае комиссии будут в 2,5-3 раза ниже. Принимая оплату за товары и услуги в СБП, предприниматели заплатят комиссию до 0,7% стоимости для товаров повседневного спроса и лекарств, и 0,4 для транспорта, но не более 1500 рублей. Комиссии эквайринга обычно составляют 2-2,5% от суммы оплаты.
Услугу оплаты через СБП своим клиентам могут предложить 65 банков, полный список можно найти на официальном сайте Системы быстрых платежей. Они уже подключили около 109 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, а также около 226 тыс. торговых точек.
С 1 октября приём оплаты за товары и услуги через СБП стал доступен для самозанятых. Для них комиссия не будет превышать 0,4%. А самозанятых в стране уже более 3 млн. человек.
В банках указывают, что проблема снижения популярности такого способа оплаты, вероятно, кроется в завершении программы поддержки предпринимателей, которая заключается в возврате комиссий, уплаченных бизнесом банкам за подключение и пользование услугой.
Однако, это странно, ведь программа рассчитана с 1 июля до 31 декабря текущего года. Средства также закончиться не могли — на эти цели было выделено около 500 млн. рублей и ещё далеко не все потрачены.
Другой вопрос, что крупным предприятиям и торговым сетям технология не очень удобна, т.к. занимает больше времени, чем оплата картой или с помощью NFC-технологии (прикладывая телефон, умные часы или другой гаджет к терминалу, как при оплате картой). Это может создавать очереди и возбуждать возмущение покупателей.
Со стороны покупателей нежелание платить через СБП объясняется отсутствием стимулов, т.е кешбэка и других бонусов, которым многие дорожат. Некоторые предприниматели стали предлагать скидки и другие поощрения, если клиент соглашается платить новым способом, но это далеко не массовое явление.
Более вероятной представляется причина небольшой популярности СБП среди бизнеса, которую нашла Московская школа управления «Сколково» в своём исследовании. Предприниматели, особенно работающие на удалённых территориях, до сих пор предпочитают принимать принимают оплату за свои товары и услуги через переводы с карты на карту физлиц, хотя этот способ уже давно нелегален.
Как минимум 27% представителей малого бизнеса из сегментов торговли, общепита и предоставления услуг пользуются таким способом. Из них 31% — это индивидуальные предприниматели, 9% — юридические лица. Эксперты считают эту цифру даже заниженной, т.к., возможно, не все решились признаться в нарушении закона.
Согласно результатам исследования, в 12% торговых точек вообще не принимают оплату по картам, хотя кассовая реформа в этом году завершилась, и такой способ оплаты должны обеспечить все предприятия. Безналичную оплату принимают 89% розничных предприятий МСП (это не только оплата картой, но и другие способы). И всё же 51% опрошенных считают, что наличные выгоднее.
Напомним, что СБП позволяет переводить деньги по номеру телефона. Физлица могут перевести друг другу до 100 тыс. рублей в месяц без комиссий, на суммы свыше будет комиссия — не более 0,5% от перевода, но не более 1,5 тыс. рублей. Максимально за 1 раз можно перевести не более 600 тыс. рублей.
Центробанк, кстати, анонсировал увеличение в ближайшее время предельной суммы операции. При этом, лимит бесплатных переводов между физлицами (100 тыс. рублей в месяц) пересматриваться не будет.
Комментариев пока нет